(812) 740-38-07 (многоканальный)

 

 

Cтрана Хорватия

«Чудо, когда его переживаешь, никогда не бывает полным, только воспоминание делает его таким»

Эрих Мария Ремарк

 

«Славянская Италия». Он восхитителен и чудесен, этот поросший лесами и цветами треугольник на краю Хорватии – полуостров Истрия. В нем пульсирует страстная и горячая итальянская кровь. А берега… В них так много венецианского... Уличные указатели маленьких старинных городков на хорватском и итальянском. Чему удивляться? Четверть населения Истрии – итальянцы.

Вот и своя, хоть и маленькая, но Венеция, у Хорватии имеется - город Ровинь. Изгибы улочек, шлейф из ароматов моря, кофеен, базаров и трав, певучая речь аборигенов, возраст, упомянутый в летописи (III-V век!!!) - романтический дух кроется за каждым уголком.. Здесь хочется жить, есть, пить, дышать, а потом, когда-нибудь, умереть. Хвойно-морской флёр усиливает эффект нереальности…

Рука импульсивно тянется к фотокамере: ранний южный закат. Увиденное сложно переложить в слова… Позже, вернувшись домой отдохнувшей и счастливой и разгребая бесчисленное количество отснятых кадров, ловишь себя на мысли, что здесь совсем нет нужды в «фотошоповском» вмешательстве: краски насыщенны и ярки, а контуры осязаемо отчетливы.Еда. Неслыханное количество маленьких, уютных ресторанчиков… Весь городок усыпан ими вдоль и поперек. Хочется все: и морепродукты в любом их исполнении, и пиццу с различными ее составляющими, «совсем как в Италии», и сногсшибательную пасту, «такую же, как у тех, кто на том берегу». Но блюдо, именуемое здесь «морскими фруктами», побеждает. Предназначенное на двоих, оно кокетливо расположило внутри себя пару жареных рыбин, двух пунцовых раков, упруго-сочные кольца октопуса, россыпи креветок, мидий, ракушек, рачков. Увенчано все это благолепие картошкой и шпинатом. Двум персонам удается справиться с этим блюдом, приложив недюжинные усилия. Но… Довольно о чревоугодии! Как ни щедра ко вкусовым рецепторам (местные соусы тоже заслуживают оды!) здешняя еда, как ни нежна белая «Мальвазия» (мое вино-фаворит на Истрии), а надо бы и пройтись. По мощеным улочкам, ползущим в гору – к храму Святой Евфимии, покровительницы Ровиня, чье изображение на шпиле в качестве флюгера издавна подсказывало рыбакам и пиратам направление ветра. Итак, в путь. Мужчины! Будьте бдительны! Дорога к храму непроста, лишь пара метров отделяет одни магазинчики handmade от других! Многочисленные безделушки приковывают взор загоревшихся девчачьих глаз: колечки, кулоны, браслетики, заколки и прочие «дамские капризы», а кроме того, посуда, сувениры и другие умилительные вещички… Не город. Чудо…

Перенесемся в Воднян. Маленький городок. Очень маленький. Даже хорватам приходится «гуглить», чтобы выяснить, где у них «водится» Воднян. Обычная, не прибрежная и, тем самым, не туристическая, а потому милая глухая провинция, с ностальгией вспоминающая дни, когда она «молодушкой была», и даже Пула, столица Истрии, уступала ей по значению и красоте... Основная достопримечательность города – мощи святых, так называемые Воднянские мумии. Они хранятся в церкви Святого Блаиза. Нетленность мощей служит свидетельством их чудодейственной силы. Столько мистики и таинственности… Ну а в остальном, в Водняне все покойно, все уютно и солнечно все.

Ну а теперь Пула, столица. Без римлян не обошлось нигде, в том числе и здесь, в городе с 3000-летней историей. Император Веспасиан, усмирив в ходе Истрийской войны местных пиратов, беззастенчиво грабивших торговые суда, первым делом приказал возвести в этих, еще нетронутых цивилизацией, краях, амфитеатр на 20 000 зрителей по образу и подобию Колизея. Амфитеатр и сейчас смотрится не хуже иных «родных» римских развалин. По преданию, когда у императора Веспасиана закончились деньги на строительство города, он решился на

«непопулярную меру» – ввел налог на общественные уборные. Чем вызвал брезгливое неодобрение своего сына, будущего императора Тита. Тот сказал что-то вроде: «Как не стыдно, папа?» На что отец поднес к носу сына горсть монет, принесенных только что сборщиком податей и спросил: «Пахнут?» – «Нет», – признал Тит. Отсюда и появилась пословица: «Деньги не пахнут». А еще, говорят, здесь когда-то осели воины из разбитого колхидского войска, погнавшегося за похитителями золотого руна. Не оттого ли у некоторых хорватов кавказские черты? Старая Пула по-итальянски очаровательна: та же круговая планировка улиц, те же имперские портики и арки. Центральный храм посвящен другому императору – Октавиану Августу. Но в Пуле еще копать и копать... Местный предприниматель недавно решил гаражи на продажу соорудить. Рыл землю, рыл, да и античные мозаики нарыл. А с веранды винного ресторана Wine Vault в Monte Mulini видны и побережье, и островки, и манящий вечерними огнями Ровинь, город-сказка…

Я скучаю по тебе, Истрия… А значит, я вернусь…

Аверьянова Наталья